Родился в селе Григорове, ныне Большемурашкинского муниципального округа Нижегородской области. Став священнослужителем, страстно проповедовал благочестие, обличал лихоимство и распущенность. В конце 1640-х – начале 1650-х годов – протопоп города Юрьева-Польского, участник влиятельного Кружка ревнителей благочестия, друг и соратник будущего патриарха Московского Никона, также входившего в этот кружок. Впоследствии стал противником церковной реформы, начатой патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем. Идеолог и наиболее видный деятель старообрядчества в период его возникновения. В старообрядчестве на протяжении всей его истории являлся авторитетной и знаковой фигурой и почитается как священномученик и исповедник. Долгое время сочинения Аввакума были известны только старообрядцам. В XIX–XX веках творчество Аввакума (прежде всего «Житие», а затем и другие сочинения) было опубликовано для широкого круга читателей и стало считаться одним из наиболее ярких памятников русской средневековой литературы. Твердо придерживался старых устоев и обрядов. За свою религиозную деятельность был сослан, заточён в тюрьму и в итоге казнён в городе Пустозерске. Автор «Жития», «Книги бесед», «Книги толкований», «Книги обличений». Его считают родоначальником новой российской словесности, вольного образного слова, исповедальной прозы. Память: в селе Григорове установлен памятник протопопу Аввакуму.