18 сентября (1 октября) 1891 – 25 ноября 1954 Доктор географических наук, профессор, лауреат Сталинской премии
Родился в Нижнем Новгороде, в семье служащего Нижегородского ярмарочного управления. Окончил Санкт-Петербургский институт инженеров путей сообщения (1916 г.).
После окончания института был направлен в Забайкальский округ путей сообщения на строительство стратегических дорог. С 1918 года – руководитель дорожного отдела Лено -Байкальского округа путей сообщения в городе Иркутске.
В конце 1920 года был отозван в город Москву и назначен заведующим секцией путей сообщения Горного совета ВСНХ. В 1921 – 1931 годах работал в Госплане СССР.
Весной 1931 года перешёл на работу в Бюро по комплексным исследованиям и проектированию гидроэнергетических установок в бассейне реки Ангары (Ангарское бюро) в качестве заместителя главного инженера. Принял участие в разработке проекта создания Ангаростроя, в частности – его первой очереди: так называемого Байкальско-Черемховского энергопромышленного комплекса.
Доктор географических наук. Профессор (1935). С 1936 года работал в Академии Наук СССР – сначала в качестве консультанта Президиума, а затем руководителя группы технико-экономических исследований Совета по изучению производительных сил (СОПС).
В 1941 – 1943 годах работал в Уральском филиале АН СССР (г. Свердловск), где руководил развёртыванием военной промышленности на Урале и решением связанных с этим транспортных проблем. После окончания войны – профессор географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
Разрабатывал проблему единой транспортной сети СССР. Ввёл в научную практику такие понятия, как энерго-производственный цикл (совокупность производств, объединенных связями по сырью и энергии), территориально-производственный комплекс (совокупность производств, от размещения которых на одной площадке достигается дополнительный экономический эффект).
Лауреат Сталинской премии (1942) – за работу «О развитии народного хозяйства Урала в условиях войны». Жил в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.