Родился в селе Григорове, ныне Большемурашкинского муниципального округа Нижегородской области.
Став священнослужителем, страстно проповедовал благочестие, обличал лихоимство и распущенность.
В конце 1640-х – начале 1650-х годов – протопоп города Юрьева-Польского, участник влиятельного Кружка ревнителей благочестия, друг и соратник будущего патриарха Московского Никона, также входившего в этот кружок.
Впоследствии стал противником церковной реформы, начатой патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем.
Идеолог и наиболее видный деятель старообрядчества в период его возникновения.
В старообрядчестве на протяжении всей его истории являлся авторитетной и знаковой фигурой и почитается как священномученик и исповедник.
Долгое время сочинения Аввакума были известны только старообрядцам.
В XIX–XX веках творчество Аввакума (прежде всего «Житие», а затем и другие сочинения) было опубликовано для широкого круга читателей и стало считаться одним из наиболее ярких памятников русской средневековой литературы.
Твердо придерживался старых устоев и обрядов.
За свою религиозную деятельность был сослан, заточён в тюрьму и в итоге казнён в городе Пустозерске.
Автор «Жития», «Книги бесед», «Книги толкований», «Книги обличений».
Его считают родоначальником новой российской словесности, вольного образного слова, исповедальной прозы.
Память: в селе Григорове установлен памятник протопопу Аввакуму.