Ф, Х, Ц, Ч

Царевский Михаил Михайлович

7 (19) марта 1898 – 29 июля 1963
Герой Социалистического Труда
Руководитель строительства Нижегородского автомобильного завода
Лауреат Сталинской премии

Родился в городе Лович Варшавской губернии, ныне Лодзинского воеводства Польши, в семье военного.
Участник Первой мировой войны.
С началом Гражданской войны работал в Тамбовской ЧК.
В составе кавалерийского отряда выезжал на Восточный фронт, был ранен.
В 1922 году был назначен командиром особого кавалерийского дивизиона войск ВЧК.

Позднее был переведен в столицу и назначен помощником командующего войск ВЧК Московского военного округа.
В 1925 году был демобилизован.
Работал инспектором в Центральном бумажном тресте в Москве, помощником начальника строительства бумажной фабрики в городе Балахне, ныне Нижегородской области.
В 1928 году возглавил строительство фабрики, позднее руководил строительством Нижегородского автомобильного завода им. В.М. Молотова.

В 1930 году был назначен начальником строительства автозавода в Нижнем Тагиле. Одновременно с 1931 года возглавлял трест «Тагилстрой».
В 1936 – 1937 годах возглавлял строительство Большого Центрального аэрогидродинамического института им. Н.Е. Жуковского в городе Москве.
В 1937 – 1941 годах – управляющий строительным трестом «Кольстрой», строил Мончегорский медно-никелевый комбинат, работал начальником «Севоборонстроя».
Накануне и в первые месяцы войны Великой Отечественной войны возглавлял строительство комбината цветной металлургии и оборонительных сооружений Северного фронта.

В 1942 – 1943 годах возглавлял строительство Актюбинского ферросплавного завода НКВД СССР.
В 1943 – 1946 годах являлся начальником ИТЛ «Тагиллаг» и управления строительства «Тагилстроя» НКВД СССР (г. Нижний Тагил).
В 1947 – 1950 годах возглавлял строительство комбината «Маяк» в Челябинске-40 (ныне г. Озёрск).

Звание Героя Социалистического Труда присвоено 29 октября 1949 года – за исключительные заслуги перед государством при выполнении специального задания.
В феврале 1950 года был назначен начальником строительства подземного горно-химического комбината комплекса по производству оружейного плутония в городе Красноярске-26 (ныне г. Железногорск).
С марта 1950 года – первый заместитель начальника Главного управления лагерей промышленного строительства МВД СССР.

С июля 1952 года – заместитель начальника Главпромстроя - начальник управления строительства железных рудников МВД СССР.
С октября 1953 года руководил строительством объекта № 601 в городе Томск-7 (ныне г. Северск).
В 1956 – 1960 годах руководил строительством атомного центра в городе Дубна.

В 1960 – 1962 годах возглавил Управление строительства № 620, которое приступило к сооружению вблизи города Серпухова (ныне город Протвино) крупнейшего в мире ускорителя заряженных частиц – синхрофазотрона длиной орбиты 1,5 км, массой электромагнита 22 тысячи тонн.
Лауреат Сталинской премии (1951).
Генерал-майор инженерно-технической службы (1943).
Заслуженный работник НКВД (1944).
Жил в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Награды: ордена Ленина (27.03.1934, 26.04.1939, 16.05.1945, 29.10.1949, 11.09.1956), Красного Знамени (21.02.1942, 30.04.1954), Трудового Красного Знамени (29.04.1943), Красной Звезды (20.01.1944, 30.01.1951), медали, в т.ч. «За боевые заслуги» (15.01.1945).
Ц, Ч