Доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, лауреат Государственной премии СССР
Родился в Ивановской области.
После окончания средней школы в 1932 году, работал учителем, разнорабочим на стройке, масленщиком на судостроительном заводе.
Окончил эксплуатационный факультет Горьковского института инженеров водного транспорта (1937 г.); академию морского и речного флота (1950 г.).
В 1937–1941 годах работал на кафедре и учился в аспирантуре Горьковского института инженеров водного транспорта.
В 1941–1950 годах работал в пароходстве «Волготанкер» (г. Астрахань), где прошел путь от диспетчера до начальника службы движения.
В 1950 –1955 годах – первый заместитель начальника Волжского грузового речного пароходства (г. Куйбышев).
В 1955 – 2006 годах – заведующий кафедрой организации движения Горьковского института инженеров водного транспорта. Руководитель научного направления в МРФ РСФСР «Натурные испытания судов и толкаемых составов».
Инициатор внедрения на речном флоте СССР метода вождения несамоходных судов толканием. Разработчик теории управляемости толкаемых составов.
Лауреат Государственной премии СССР (1979) – за создание и внедрение в практику речного флота автоматических сцепных устройств для толкания судов и большегрузных составов на реках, озёрах и водохранилищах.
Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (16.06.1983).
Доктор технических наук (1967). Профессор (1968).
Почетный работник речного флота.
Почетный работник транспорта.
Автор более 80 научных трудов, в том числе 7 монографий и 12 учебных пособий.
Жил в Нижнем Новгороде, похоронен на кладбище «Марьина Роща».
Память: в 2014 году в его честь назван теплоход «Профессор Рыжов».